|
|
Управляющий директор, Партнер Заместитель директора по правовым услугам Журнал Слияния и Поглощения № 12 (118), 2012 Почему сельское хозяйство? В деловых новостях последних месяцев все больше внимания уделяется аграрной отрасли России:
Приведенный список можно продолжать долго, а если обратить внимание на новости регионов, то и здесь можно заметить активность – открываются новые фермы, вводятся в эксплуатацию элеваторы, семенные заводы, маслозаводы. Мы все хорошо помним, что в период кризиса на фоне падений продаж, инвестиций в большинстве отраслей агроотрасль была в лидерах роста. Есть серьезные предпосылки для того, чтобы текущий всплеск внимания инвесторов к сельскому хозяйству обернулся не только разговорами о великолепных перспективах России, но и привел к реальному притоку серьезного капитала в отрасль и, в первую очередь, частного. А за этим неминуемо последует и активность на рынке агроактивов. В чем особенности отрасли? Для того чтобы понимать как вести себя на рынке, важно отметить некоторые особенности сельского хозяйства России с позиции инвесторов:
Таким образом, с одной стороны, отрасль представляет заманчивые перспективы для вхождения в бизнес без наличия серьезного конкурентного давления для роста и консолидации активов, а с другой - инвесторам приходится преодолевать барьеры, которые уже не встретить в других отраслях, управлять новыми рисками. Основные покупатели? На рынке сделок с агроактивами можно выделить следующих основных игроков-покупателей:
Приток капитала в отрасль неминуемо приведет к тому, что со стороны каждой из трех обозначенных групп следует ожидать роста активности на рынке и интересных сделок между ключевыми игроками рынка. В чем особенности сделок? В каждой отрасли, вследствие истории развития, географии бизнеса, качественного состава активов, технологии и типа операций, есть особенности сделок слияний-поглощений. Но в отрасли сельского хозяйства такие сделки носят отличительный характер. Во-первых, в первичном сельхозпроизводстве до сих пор сохраняется значительная доля компаний, которые условно можно назвать «бизнесами». Компаний с понятной стратегией, оптимальным земельным банком, необходимым количеством и уровнем техники, хранилищами, операционной и управленческой командой, привлеченным финансированием, соответствующим масштабам и характеру деятельности, очень мало. Зачастую ситуация на месте выглядит таким образом, что интересующая покупателя земля находится у одних лиц, а необходимая для бизнеса инфраструктура – у других, и при этом права на некоторые активы еще не оформлены. Поэтому значительная доля сделок – это не покупка бизнеса или доли в капитале, а приобретение разрозненных активов, на основе которых покупатель может формировать приносящий доход бизнес-актив. Причем такая ситуация характерна как для малых сделок на 1–3 млн долл. США, так и для достаточно крупных для отрасли, измеряемых десятками миллионов долларов. Следствие указанного выбора предмета сделок – сложная структура сделки, предусматривающая значительное количество договоров: покупка земельных участков, перевод прав и обязанностей по договорам аренды земли, покупка сельскохозяйственной техники, автотранспорта, объектов инфраструктуры и т. д., предусматривающих встречные гарантии и условия, которые позволяют «связать» заключаемые договоры. В таких сделках всегда существуют опасения сторон, что после приобретения (продажи) одного актива другая сторона откажет в заключении и исполнении следующих сделок. Если принять во внимание еще и тот факт, что продавцу необходимо получать отказы органов власти субъекта РФ от покупки земли сельскохозяйственного назначения, поскольку согласно земельному законодательству они обладают преимущественным правом завершения процесса закрепления прав на землю, здания, сооружения, что может потребовать месяцы, то достаточно простая сделка требует поистине громадных усилий на подготовку и исполнение. Так, к примеру, одна из сделок по покупке «бизнеса», включающего 27 тыс. га земли на различных правах, небольшое хлебоприемное предприятие, сельхозтехнику и объекты инфраструктуры, на общую сумму 22,5 млн долл. США, состояла из трех десятков основных договоров и предусматривала использование достаточно сложных правовых инструментов для снижения рисков ее незавершения в согласованном сторонами формате. Конечно, нельзя не отметить, что покупка отдельных видов материальных активов снижает или практически исключает риски, сопутствующие приобретению корпоративных прав. Во-вторых, покупка активов в агросекторе сопряжена для покупателя с управлением высокими рисками, связанными с приобретаемым активом. Особенно надо выделить:
Конечно, каждая отдельная сделка может быть сопряжена и с иными рисками, помимо приведенных выше, которые также надо выявить и правильно ими управлять. Так, за последние несколько лет нам неоднократно приходилось сталкиваться с некачественно выполненными проектными или строительными работами по изготовлению фундаментов силосов зернохранилищ, которые входили в сделки. Такие ошибки требуют серьезных финансовых гарантий со стороны продавцов, а возможно, и уменьшения цены сделки; не исключен и срыв сделки. В-третьих, из-за обозначенных выше особенностей сделок в агробизнесе, невозможности доверять финансовой отчетности и большого количества предложений на продажу в основе цены сделки, как правило, лежит затратный подход, т.е. доходы текущих собственников от бизнеса не принимаются во внимание. Конечно, продавцы, как правило, объявляют цену бизнеса, объясняя ее прибылью, перспективами роста, но, обычно премия за доходность не платится покупателем, и большинство продавцов идут на снижение цены. По нашему мнению, только активные действия самого бизнеса по повышению качества управления, снижению рисков, внедрению систем мониторинга использования ресурсов, элементов точного земледелия, постановке системы контроля, бюджетирования, подготовке достоверной финансовой отчетности смогут создать основу для того, чтобы покупка агроактивов не рассматривалась как покупка набора необходимых ресурсов. Наверное, список особенностей сделок в сельском хозяйстве можно продолжать и можно отнести к их числу: длительность сделок; нежелание покупателей приобретать животноводческий бизнес, если он не организован по современным технологиям; необходимость учета интересов муниципальной власти, для которой агробизнес зачастую является основным источником дохода муниципальных бюджетов и т. д. Важно то, что как и любая сделка по слияниям–поглощениям, такая сделка в сельском хозяйстве требует правильной организации и управления с учетом как отраслевых, так и индивидуальных особенностей. Что купить? После прочтения вышенаписанного может возникнуть впечатление, что агробизнес в России отстает от большинства отраслей по уровню развития на 10–15 лет. Отставание, конечно, есть, но оно не настолько велико и скорость происходящих изменений должна позволить наверстать отрыв за несколько лет. Кроме того, в отрасли есть примеры создания действительно современных эффективных компаний и тех, кто идет по этому пути. Именно такие компании и могут быть объектами покупки для инвесторов, решивших прийти в этот сектор. Очень важно, войдя в инвестиции, не только приобрести некий актив, а также получить компетенции, которые позволят без лишней траты времени и денег на ошибки перейти к реализации инвестиционной стратегии. Советуем в первую очередь делать выбор в пользу компаний с хорошо налаженным операционным управлением и успешным опытом выявления и предотвращения мошенничеств со стороны персонала. Это гораздо важнее, чем набор импортной техники или выстроенная вертикальная цепочка. Возможен также сценарий покупки актива в сфере переработки и последующее присоединение к нему земли, находящейся в непосредственной близости. Но и здесь лучшим вариантом будет не просто сбор земельного банка, а выбор в качестве центра консолидации местного лидера по эффективности и успешности ведения бизнеса. По нашему мнению, на ближайший год лучший выбор для покупки – это относительно небольшие региональные агрокомпании с объемом обрабатываемой земли 20–50 тыс. га или же более высокий сегмент – 100–150 тыс. га в обработке, наличие мощностей по переработке с/х продукции (сахарный завод, маслоэкстракционный завод), зернохранилища, семенного завода. Для роста бизнеса и увеличения его масштабов останется много предложений от числа тех, кто не захочет или не сможет подняться с текущего уровня. Как продать? Это сложный, но в то же время и достаточно простой вопрос в рамках данной статьи. Надо стремиться к тому, чтобы по большинству критериев продаваемый актив был близок к «идеальному» объекту для покупки. Считаем, что на ближайшие 1–3 года надо сделать основной упор на контроль за операциями и достичь правильного соотношения между уровнем урожайности и себестоимостью, а параллельно с этим выстроить юридическую структуру и систему финансовой отчетности. Несомненно, предстоящие несколько лет будут годами серьезных изменений в сельском хозяйстве и этими изменениями должны воспользоваться как сами представители отрасли, так инвесторы, которые рассматривают агробизнес как альтернативу при выборе своих стратегий. |
Поиск по сайту: |
Создание сайта – DOT STUDIO |
Адрес: Москва, ул. Трубная, д. 12, этаж/офис 3/В
Адрес: Орел, ул. Октябрьская, д. 68а