Ведомости, 21 марта 2014 года Они планируют сосредоточиться на операционной эффективности, свидетельствуют данные EY Все больше сельхозпроизводителей намерены наращивать объемы производства, но не за счет покупки нового оборудования, а путем внедрения технологий и сокращения издержек. К такому выводу пришли эксперты EY, опросив «до 50 руководителей» российских компаний агропромышленного сектора с небольшой, средней и крупной выручкой. 88% опрошенных собираются наращивать объемы производства и реализации, говорится в отчете EY. 78% главной стратегической задачей для себя называют повышение эффективности операционной деятельности. При этом доля респондентов EY, отметивших, что планируют повышать эффективность использования уже имеющихся активов, составила 61%. «Основной процесс модернизации прошел в 2005-2006 гг.», — говорит исполнительный директор сельхозкооператива «Объединенные производители молока» Владимирской области Дмитрий Трусов. Теперь, по его словам, задача аграриев — эффективно использовать то, что есть. Рентабельность в отрасли снизилась и находится ниже 10%, практически вся прибыль отрасли — это, по сути, государственные субсидии, говорит управляющий директор консалтинговой компании BEFL Владислав Новоселов. В такой ситуации надо больше думать именно об эффективности, причем в условиях ограниченного финансирования, соглашается он с результатами исследования. В 2011 г., когда EY проводила предыдущее аналогичное исследование, о намерении активизировать использование уже имеющихся активов говорили 92% участников. Но доля тех, кто собирается строить новые мощности, уменьшилась втрое: с 83 до 28%. А тех, кто планирует покупать новое оборудование или модернизировать то, что уже есть, — с 83 до 33%. «У ряда компаний существует потенциал для роста без существенных инвестиций», — говорит партнер EY Оксана Крупнова. Она приводит в пример птицеводов (они добавляют количество клеток с несушками при минимальных вложениях) и производителей зерна, которые могут изменять технологии выращивания. Инвестиционная активность в секторе заметно снизилась из-за волатильности цен и неопределенности с господдержкой, говорит гендиректор группы «Черкизово» Сергей Михайлов (он передал комментарии через представителя). «Черкизово» инвестирует прежде всего в инфраструктурные объекты, например строит инкубаторий, который позволит повысить эффективность, а также в современную сельхозтехнику», — рассказывает он. Постройке новых мощностей и закупке оборудования мешает большое кредитое бремя практически всех сельхозпроизводителей, а банки тем временем уже серьезно ограничили финансирование, констатирует Трусов. Немного выросло число аграриев, которые планируют увеличить объем производства путем «расширения земельных угодий» — с 25% в 2011 г. до 29%. Покупка новых земель и агробизнесов требует значительных инвестиций, что в условиях снижения господдержки и начала кредитования агробизнеса по рыночным правилам не способствует росту частных инвестиций, недоумевает Новоселов из BEFL. «Сейчас инвестиции в землю выглядят наименее рискованными, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что до сих пор многие эксперты считают землю в России недооцененной», — говорит старший менеджер аудита Deloitte Ринат Хасанов. Крупнова отмечает, что аграрии сейчас очень взвешенно подходят к вопросу приобретения земель. Мария Кунле |
Москва, ул. Трубная, д.12 Телефон/факс: +7 (495) 649-81-55 |
Орел, ул. Октябрьская, д. 68а Телефон/факс: +7 (4862) 42-22-24 |
||
Создание сайта – DOT STUDIO |
Адрес: Москва, ул. Трубная, д. 12
Адрес: Орел, ул. Октябрьская, д. 68а