|
|
Руководитель отдела корпоративных процедур компании BEFL, к.э.н. В сентябрьском номере журнала "Акционерное общество" была опубликована статья В.Г. Тарасова "Демократизация ответственности и управления через народные предприятия". Нельзя не согласиться с автором, аргументировано утверждающим, что акционерные общества работников (народные предприятия) обладают рядом уникальных особенностей, делающих их, в ряде случаев, привлекательными для осуществления хозяйственной деятельности. Вместе с тем, представляется, что уже существующий опыт создания и функционирования народных предприятий позволяет обратить внимание на ряд сложностей, которые необходимо учитывать работникам и акционерам (участникам) хозяйствующих субъектов, планирующих реорганизацию в народное предприятие. Хотелось бы остановиться и на некоторых неточностях, допущенных автором при подготовке статьи, а также уделить внимание вопросам создания народного предприятия путем преобразования хозяйственных обществ неакционерных форм собственности. Итак, в качестве первых шагов на пути преобразования В.Г. Тарасов рассматривает принятие общим собранием ЗАО решения о преобразовании в народное предприятие и получение согласия работников общества. При этом автор утверждает, что для принятия решения о преобразовании достаточно простого большинства голосов от присутствующих на собрании акционеров, оговаривая при этом, что в случае получения квалифицированного большинства голосов "..юридических препятствий для регистрации устава вообще нет". К сожалению, вышесказанное прямо противоречит требованиям п.4 ст.2 ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) от 19.07.98г. (далее по тексту "Закон"). Данный пункт дословно гласит: Работники коммерческой организации, участники которой приняли указанное в п.2 настоящей статьи решение[1] не менее чем тремя четвертями голосов от их списочной численности, в установленном законодательством Российской Федерации порядке дают согласие на создание народного предприятия. В случае, если работники коммерческой организации не дали согласия на создание народного предприятия, решение участников коммерческой организации о ее преобразовании в народное предприятие считается несостоявшимся. Из данной цитаты с очевидностью следует, во-первых, что участники коммерческой организации, принявшие решение о создании Народного предприятия, должны сделать это не менее чем ¾ голосов от их списочной численности, что само по себе гораздо сложнее, чем добиться простого большинства от числа присутствующих на собрании акционеров, а во-вторых данное решение обретет силу только после получения согласия на создание народного предприятия работников преобразуемого общества. При этом, поскольку порядок дачи такого согласия на сегодня в законодательстве не прописан, во избежание конфликтов крайне желательно получение согласия всех работников! Следует отметить, что некоторые специалисты регистрирующих органов читают уже упоминавшийся пункт 4 статьи 2 Закона иначе, относя слова о "трех четвертях списочной численности" к работникам коммерческой организации. Соглашаясь с большей логичностью такого прочтения, вынужден отметить, что пунктуация рассматриваемого предложения не позволяет применить такое прочтение обоснованно. Впрочем, данный спор ничего не меняет, поскольку в ряде случаев создание Народного предприятия - это реорганизация из ООО (требуется ¾ голосов), или производственного кооператива (требуется единогласное решение). Постулат же о том, что создание народного предприятия на базе АО только смена формы акционерного общества не является бесспорным. Письмо ФКЦБ РФ от 02.09.2002г. №113-07/9718 содержит следующее разъяснение: "Народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном Федеральным законом от19.07.1998 №115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), путем преобразования[2] любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается. Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации преобразование является одной из форм осуществления реорганизации. Закон о народных предприятиях рассматривает закрытые акционерные общества работников как специфическую организационно-правовую форму коммерческой организации, а не как один из типов акционерного общества. О том, что создание народного предприятия путем преобразования из акционерного общества является реорганизацией, а не просто сменой типа акционерного общества свидетельствует также ряд требований, предусмотренных Законом о народных предприятиях, в отношении порядка его создания, в частности, принятие преобразуемым обществом решения о преобразовании (п.2 ст.2), заключение договора о создании (п.5 ст.2, ст.3)". В связи с вышеизложенным необходимо рассматривать преобразование любой коммерческой организации в народное предприятие как одну из форм осуществления реорганизации[3]. Можно конечно сказать, что письмо ФКЦБ РФ не является нормативным актом, однако изложенная в нем позиция вполне логична и принадлежит органу, прямой преемник которого будет регистрировать выпуск акций народного предприятия. Таким образом, несоответствие мнений общества и регистрирующего органа может стать трудно разрешимой проблемой. Мы видим, что уже первые шаги на пути к народному предприятию являются весьма не простыми. И дело здесь не столько в жесткости требований Закона, сколько в их неопределенности. Описание последующих этапов создания народного предприятия также допускает, как показывает опыт, различные толкования положений Закона. Так, рассматривая процедуру подписания договора о создании народного предприятия, В. Г. Тарасов в своей статье указывает: "Закон не регламентирует, сколько именно акционеров должны подписать договор", рекомендуя, впрочем, подписание договора ¾ списочного состава акционеров и акционерами, владеющими более чем 50% голосующих акций, и рассматривая как оптимальный вариант подписание договора акционерами, владеющими более чем 75% голосующих акций. Однако п.2 ст.3 Закона гласит: "Договор о создании народного предприятия должен быть подписан всеми лицами, решившими стать акционерами народного предприятия". То есть речь идет не только об акционерах (участниках и т. п., в случае реорганизации иных коммерческих организаций), но и о работниках предприятия, решивших стать акционерами, что уже усложняет данную процедуру. При этом Письмо ФКЦБ РФ от 31.03.2000г. №ИК-04/1596 дополнительно разъясняет: " из смысла указанных норм Закона[4] следует, что под лицами, решившими стать акционерами народного предприятия понимаются как работники коммерческой организации, решившие стать его акционерами, так и участники коммерческой организации, в том числе те из них, которые хотя и голосовали против принятия решения о преобразовании, но все же остались участником преобразуемой коммерческой организации, не предъявив требований о выкупе своих акций (паев, долей)". Нужно ли говорить, насколько проблематичным может стать подписание договора у акционера (участника) проголосовавшего "против" создания народного предприятия! Закон никак не регламентирует процедуру принятия устава народного предприятия. В своей статье Г.А Тарасов указывает, что действующее законодательство об акционерных обществах позволяет считать моментом создания народного предприятия (на основе АО) как момент принятия решения общим собранием акционеров о преобразовании АО, так и момент регистрации устава народного предприятия. При этом в первом случае автор считает достаточным наличия простого большинства голосов "за" по данному вопросу. Это представляется не верным. Прежде всего, ст. 8 ФЗ "Об акционерных обществах" гласит: "Общество считается созданным с момента его государственной регистрации". Теоретически, можно не учитывать приведенные выше аргументы и рассматривать (только в частном случае создания народного предприятия из АО) процесс возникновения народного предприятия как смену формы АО. Но это значит, что уже существующее общество вносит изменения в свой устав или принимает его в новой редакции. А эти действия требуют в соответствии со ст.48 ФЗ "Об акционерных обществах" ¾ голосов акционеров, присутствующих на собрании. Однако существует мнение, что по вопросу утверждения устава нужно опираться не на ст. 8 ФЗ "Об акционерных обществах", а на ст. 20 указанного закона, которая содержит требование о том, что "Участники создаваемого при преобразовании нового юр. лица (в нашем случае, акционеры АО и работники, решившие стать акционерами ЗАОр") принимают на своем совместном заседании[5] решение об утверждении его учредительных документов и избрании органов управления в соответствии с требованиями ФЗ об этих организациях[6]". Следовательно, принять участие с правом голоса в таком собрании могут не только акционеры преобразованного АО, но и его работники, решившие стать акционерами народного предприятия (в случае, если такие будут). И голосовать они должны по принципу "один акционер – один голос" – на основании п. 1 ст. 10 Закона. Порядок принятия решения по данным вопросам (т.е. необходимое количество голосов "за" от общего количества голосов, принявших участие в собрании) в Законе не оговорен, но п. 3 ст. 10 ФЗ предусмотрено, что порядок принятия решения утверждается общим собранием акционеров. Таким образом, получается, что первым вопросом в данном собрании акционеров создаваемого народного предприятия должен стоять вопрос "Об утверждении порядка принятия решений общим собранием акционеров", а затем уже вопросы об утверждении устава и избрании органов управления. Оба изложенных мнения представляются достаточно аргументированными, следовательно в данном случае при регистрации велика роль часто непредсказуемой позиции регистрирующего органа. Оставляет открытым Закон и вопрос о порядке избрания органов управления создаваемого народного предприятия. Следует отметить, что ФКЦБ России в письме от 31.03.2000г. №ИК-04/1596 утверждает, что "…к порядку принятия устава и избрания органов управления при создании народного предприятия должны применяться нормы законодательства, регулирующего порядок преобразования соответствующих коммерческих организаций". Но, как уже говорилось, данный документ не является нормативным, и мнение органа, который будет осуществлять регистрацию народного предприятия в качестве юридического лица может быть иным. Однако представим, что создаваемому народному предприятию удалось успешно миновать все описанные выше стадии создания. В таком случае, следующим шагом будет являться регистрация выпуска ценных бумаг (акций) народного предприятия. В.Г. Тарасов обозначает этот этап как "регистрация проспекта эмиссии акций". Рекомендую обратить внимание на то, что согласно действующему законодательству регистрация проспекта ценных бумаг (так в соответствии с положениями действующего законодательства называется этот документ) необходима будет только в случае, если размещение ценных бумаг выпуска осуществляется путем открытой подписки или закрытой подписки среди более чем 500 лиц. Таким образом, при создании народного предприятия проспект ценных бумаг регистрироваться не будет. Достаточно будет регистрации решения о выпуске ценных бумаг. Кроме того, следует учесть, что в случае, если в процессе реорганизации акционерами народного предприятия будут становиться работники реорганизуемой коммерческой организации, одним выпуском дело не ограничится. В соответствии с требованиями п.8.8 Постановления ФКЦБ России от 18.06.2003г. "О Стандартах эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" размещение акций среди участников (акционеров) реорганизуемой организации может производится путем конвертации (в случае реорганизации АО) или обмена (в случае реорганизации ООО, производственного кооператива и.т.д.). Бывшие работники смогут стать акционерами только путем возмездного приобретения акций. Следовательно, наиболее типичной можно признать ситуацию, при которой уставный капитал создаваемого народного предприятия формируется за счет двух выпусков: размещенного путем конвертации и размещенного путем возмездного приобретения. Регистрация таких выпусков должна осуществляться одновременно. При этом, по аналогии с "обычным преобразованием", регистрация отчетов об итогах этих выпусков должна проводиться одновременно. Не дает законодательство ответа на вопрос и о том, возможна ли рассрочка при оплате размещаемых путем возмездного приобретения акций. Вместе с тем, в процессе преобразования этот вопрос может стать весьма актуальным. Все сказанное ни в коем случае не означает, что автор данной статьи является противником народных предприятий как организационно-правовой формы ведения хозяйственной деятельности. Автор не ставил перед собой также и задачу рассмотрения проблемных, на его взгляд, моментов функционирования народного предприятия. Таких, например, как невозможность участия в ежегодном распределении акций работника, достигшего 5% барьера участия в уставном капитале, независимо от суммы оплаты его труда и вклада в благосостояние общества. Не является данный материал также и "пошаговой" инструкцией по созданию народного предприятия. Основная задача данной статьи, дать представление возможным акционерам народных предприятий о круге проблем, которые придется решать в силу несовершенства действующего законодательства о народных предприятиях в ходе создания общества. Хочется надеяться, что в процессе совершенствования действующих нормативных актов многие из них скоро останутся в прошлом. [1]О преобразовании в народное предприятие [2]Выделение ФКЦБ РФ. [3]Выделение мое. Г.Я. [4]П.5 ст.2 и п.2 ст.3 Закона [5]Т. е. на общем собрании, которое должно быть проведено спустя не менее чем через 30 дней после принятия решения о реорганизации, чтобы акционеры АО, голосовавшие "ПРОТИВ" преобразования, имели возможность воспользоваться своим правом потребовать от АО выкупить принадлежащие им акции. [6]Выделение мое. Г.Я. |
Поиск по сайту: |
Создание сайта – DOT STUDIO |
Адрес: Москва, ул. Трубная, д. 12, этаж/офис 3/В
Адрес: Орел, ул. Октябрьская, д. 68а