Руководитель отдела корпоративных процедур компании BEFL, к.э.н. Журнал «Акционерное общество», № 3, май 2004. Вступивший в действие с 27 декабря 2003г. закон "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации" (далее по тексту статьи "Закон" положил начало короткому (срок действия специальных норм регистрации определен как один год с даты вступления в силу данного закона) но важному этапу в окончательном упорядочивании ситуации на рынке ценных бумаг России. До недавнего времени отсутствовала законодательная база, позволяющая государственным органам регистрировать так называемые "старые" выпуски акций, фактически размещенные до вступления в силу ФЗ "О рынке ценных бумаг". Результатом такого положения являлась ситуация, при которой значительное количество устойчиво работающих акционерных обществ, созданных в первой половине 90-х годов существовали, не зарегистрировав выпуски своих акций, что является грубым нарушением действующего законодательства. Следует отметить, что ряд региональных отделений ФКЦБ РФ на протяжении последних лет осуществлял регистрацию таких "старых" выпусков. Но, во-первых, при этом нарушалась буква действующего законодательства, а во-вторых так и не был решен вопрос о легитимности сделок купли-продажи незарегистрированных акций. Это приводило к тому, что одни региональные отделения требовали указывать при регистрации отчетов об итогах "старых" выпусков первоначальных владельцев акций, независимо от того кому данные акции реально принадлежали на момент регистрации и существовали ли первоначальные приобретатели на момент регистрации выпуска вообще. Другие региональные отделения пошли по пути указания в отчетах реальных владельцев акций, нарушая при этом дополнительно требования ст.27.6 ФЗ "О рынке ценных бумаг", запрещающей обращение эмиссионных ценных бумаг до их полной оплаты и государственной регистрации отчета об итогах их выпуска. Вышесказанное и стало, пусть с некоторым запозданием, причиной принятия Закона. Таким образом, именно 2004 год должен стать периодом, за который будут решены проблемы акционерных обществ созданных до вступления в силу ФЗ "О рынке ценных бумаг" и не осуществивших до настоящего момента регистрацию выпусков акций. Однако решив проблему легитимности регистрации "старых" выпусков, Закон оставил, по сути, на усмотрение регистрирующих органов решение ряда практических вопросов, неизбежно возникающих при оформлении пакета регистрационных документов и собственно регистрации таких выпусков. Каковы же на сегодняшний момент требования региональных отделений ФСФР (бывших РО ФКЦБ)? Попытаемся рассмотреть некоторые из них. Пункт 2.3.3 "Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" утв. Постановлением ФКЦБ РФ от 18.06.2003г. №03-30/пс (далее по тексту "Стандарты") устанавливает, что решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, кроме решения о выпуске (дополнительном выпуске) при размещении ценных бумаг при учреждении и при реорганизации в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, должно быть утверждено не позднее шести месяцев момента принятия решения об их размещении. Естественно, что решения о размещении "старых" выпусков принимались в сроки, исключающие соблюдение данного требования. До выхода в свет Закона существовала практика, когда некоторые региональные отделения требовали проведения нового собрания органа, принимавшего в свое время решение о размещении акций, которые теперь регистрируются. На таком собрании подтверждались все существенные условия прошедшего размещения. Таким образом, формально соблюдались требования Стандартов по срокам утверждения эмиссионных документов. В настоящий момент региональные отделения ЦФО и большинство других отделений бывшего ФКЦБ РФ, переданные в состав ФСФР, не требуют проведения таких подтверждающих собраний. Часто при подготовке регистрационных документов встает и вопрос о необходимости предоставления копий учредительных документов в редакции, действующей на момент фактического размещения акций "старого" выпуска. Сегодня регистрирующие органы ФСФР требуют, как правило, предоставления таких копий. При этом могут быть дополнительно затребованы все изменения в учредительные документы, внесенные с момента размещения акций до подачи документов в регистрирующий орган. При этом следует отметить, что права по акциям выпуска требуется указывать согласно действующей (последней) редакции Устава. В ряде случаев, регистрируемый "старый" выпуск подлежит, в соответствии с ФЗ "О налоге на операции с ценными бумагами" от 12.12.1991г. обложению налогом на операции с ценными бумагами. Необходимо ли предоставлять в ФСФР документы, подтверждающие уплату этого налога на момент фактического размещения акций? Что делать если налог не был уплачен или документы, подтверждающие его уплату, не сохранились? По какой ставке он должен уплачиваться? Последний вопрос является весьма актуальным, поскольку до 1 января 2004г. ставка налога на операции с ценными бумагами составляла 0,8 процента от номинальной стоимости выпуска, а в настоящий момент составляет 0,2 процента с ограничением по сумме не более 100 тысяч рублей. Позиция РО ФСФР Центрального федерального округа и ряда других РО предусматривает обязательное предоставление документов, свидетельствующих об уплате налога на операции с ценными бумагами. В случае, если уплата производится в настоящее время, ставка налога исчисляется по требованиям действующего законодательства. Многие АО в уставных документах первой половины 90-х годов указывали, что их акции существуют в документарной форме. При этом были случаи, когда (при отсутствии государственной регистрации выпусков) акционерам выдавались "сертификаты" произвольной формы. Какую же форму акций следует указывать сегодня, при подготовке регистрационных документов? Опыт показывает, что практически всегда, если имеющиеся на руках акционеров "сертификаты" не отвечают всем требованиям, предъявляемым действующим на настоящий момент законодательством (и тем более при отсутствии "сертификатов") РО ЦФО настаивают на указании в регистрационных документах бездокументарной формы акций. Для многих эмитентов актуальным является вопрос о необходимости предоставления документов, которые не требовались на момент фактического размещения ценных бумаг, но обязательны к представлению в настоящий момент. К таким документам могут, в частности, относится отчеты независимого оценщика, протоколы (выписки из протоколов) содержащие решения о крупных сделках и сделках с заинтересованностью и.т.п. В целом, мнения РО по данному вопросу сводятся к тому, что документы, оформление которых не требовалось на момент фактического размещения акций, не требуются для представления в настоящее время. Отсутствует единая позиция ФСФР по тому, на какой момент следует определять количество акционеров, которым размещены акции. Так, например, РО в ЦФО считает необходимым учитывать его по состоянию на дату фактического размещения акций, а непосредственно ФСФР и Орловское РО ФКЦБ по состоянию на дату утверждения решения о выпуске. В тех случаях, когда размещение акций "старого" выпуска производилось за счет средств эмитента (путем конвертации, распределения среди акционеров) ряд эмитентов считают необходимым предоставление бухгалтерской отчетности эмитента за последние год и квартал, предшествующие дате размещения. Однако, большинство РО требуют в данном случае предоставления бухгалтерской отчетности за последний год и квартал, предшествующие дате принятия решения о размещении. Ряд акционерных обществ фактически разместили акции дополнительных выпусков в период с января по апрель 1996г. т.е. с момента вступления в силу закона "Об акционерных обществах" до момента вступления в силу закона "О рынке ценных бумаг". При этом в на момент такого размещения уставах этих обществ отсутствовали положения об объявленных акциях. Сегодня данные АО волнует вопрос, будут ли зарегистрированы такие выпуски? В сложившейся ситуации большинство РО регистрирует выпуски акций, фактически размещенных в указанный период даже при отсутствии в уставах размещавших их АО на момент фактического размещения положений об объявленных акциях. Акционерные общества, размещавшие привилегированные акции в первой половине 90-х годов, достаточно часто, регистрируя изменения в уставы и новые редакции уставов до вступления в силу закона "О рынке ценных бумаг", вносили изменения в права, предоставляемые владельцам этих привилегированных акций. В том числе менялся размер дивидендов, ликвидационная стоимость. |
Москва, ул. Трубная, д.12 Телефон/факс: +7 (495) 649-81-55 |
Орел, ул. Октябрьская, д. 68а Телефон/факс: +7 (4862) 42-22-24 |
||
Создание сайта – DOT STUDIO |
Адрес: Москва, ул. Трубная, д. 12
Адрес: Орел, ул. Октябрьская, д. 68а